Анатолию суфизм - Алевизм

Великого Национального собрания Джелаль Динчер выступил с инициативой выделить из бюджета государства средства на нужды алевитской общины. По его словам, они пойдут на ремонт храмов и оплату труда служащих там священников. Джелаль Динчер отметил, что религиозные потребности алевитов необходимо финансировать на таком же уровне, как это делается с представителями суннитской общины страны. 




Алевиты – религиозная группа в Турции, численность которой составляет несколько миллионов человек. Согласно турецким данным, их общее число в Турции не превышает 15% населения, однако некоторые европейские источники утверждают, что эта цифра составляет 30%. Алевизм считается обособленной разновидностью шиизма. 






Подобно шиитам, алевиты почитают халифа Али и двенадцать имамов, однако сами они не признают себя шиитами. Основное отличие алевитов от остальных мусульман – в их слабой привязанности к вере. Подавляющее большинство алевитов – турки, в меньшей степени курды. На протяжении истории они считались неблагонадежной частью населения. В Османской империи их принимали за сторонников сефевидского Ирана, где Ислам шиитского толка был правящей религией. Часто османо-иранские войны имели религиозный характер и классифицировались с обеих сторон как суннитско-шиитское противостояние.




 В 1513 году султан Селим I истребил около 40 тысяч алевитов в Малой Азии, укрепив свой тыл в борьбе с Ираном. Современная история взаимоотношений суннитов и алевитов имеет довольно драматический характер.


 В Турции до 1945 года алевиты не призывались в армию,  а в 1978 году в городе Кахраманмараш произошло крупное столкновение между националистической молодежью и религиозным меньшинством Турции. В ходе погромов было убито 150 турок-алевитов, сожжено более ста домов. По итогам судебного расследования кровавых событий в Кахраманмараше было задержано сотни человек, из них 29 были повешены, более 320 приговорены к различным срокам тюремного заключения. События в этом городе стали одной из причин военного переворота 1980 года.







 В конце февраля 2012 года в провинции Адияман дома алевитов были помечены красной краской. История повторилась в измирском районе Бурджа. Красная пометка на домах - почерк "серых волков" (турецких националистов), их устрашающая акция, которая якобы должна предвещать новую резню. Хотя повторения кровавых событий 1978 года не произошло, посеять панику в среде людей недоброжелателям удалось. В сентябре 2012 года в стамбульском районе Картал в здание алевитского культурного центра была брошена бутылка с зажигательной смесью. К счастью, никто не пострадал, но и хулиганов никто не нашел. Как сообщил немецкому радио глава культурного центра Али Аик, лица, ответственные за такие вылазки, сидят в правительстве страны, вследствие чего подобные нападения только поощряются. Нынешняя власть непопулярна среди алевитов по двум причинам. Кто-то считает, что умеренные исламисты имеют планы скорой ассимиляции религиозного меньшинства, а кто-то не поддерживает Эрдогана  из-за его антисирийской политики. При этом особо отметим, что в Сирии президент – алевит




. В 90-е годы, когда Эрдоган занимал должность мэра Стамбула, одним из главных его распоряжений было решение о сносе джемеви - молитвенного дома алевитов. Алевитам Турции не нравится, что в государственных школах их детей обучают основам суннитского ислама. Многие из них с удивлением встретили заявление Эрдогана, в котором он призывал их интегрироваться в единое религиозное пространство. "У мусульман должно быть только одно место для молитв - это мечеть, а когда мусульмане молятся порознь (как в специальных алевистких домах, -  прим. автора), это означает разделение общества", - заявил премьер-министр в интервью турецким СМИ. На сегодняшний день, на оппозиционный характер алевитов оказывает влияние их традиционное предпочтение левых сил





. В период "холодной войны" среди многих молодых людей выходцев из этой религиозной общины получили широкое распространение идеи марксизма. А сегодня, когда лидером Народно-Республиканской партии (НРП), второй после правящей в Турции стал Кемаль Кылычдароглу – алевит из провинции Тунджели, популярность основной секуляристской и левоцентристской силы среди этого религиозного меньшинства заметно возросла. Как уже было отмечено, еще одной причиной, по которой алевиты отворачиваются от правительства, является сирийский вопрос. Алевиты, или как их называют в Сирии, алавиты, правят там с 1963 года. Последние события в Сирии, а именно, жестокое подавление народных восстаний вызвало резкую критику со стороны Анкары. Турецкие единоверцы осуждают курс Башара Асада, но опасаются усиления радикальных суннитов в Сирии. Лидер НРП не раз осуждал Эрдогана за вмешательство во внутренние дела Сирии и призывал правительство страны отказаться от идеи прямого вмешательства в затяжной конфликт. Напряженность в отношении с Дамаском у Анкары обострилась после инцидента 3 октября 2012 года, когда в результате обстрела со стороны Сирии в турецком приграничном городе Акчакале были убиты две женщины и трое детей. 4 октября 2012 года парламент Турции предпринял ответный ход, дав добро на военную интервенцию в "зарубежные страны". Это вызвало всплеск антивоенных настроений, прежде всего в среде алевитов. 4 октября в самом центре Стамбула тысячи людей вышли на акцию протеста против потенциальной войны с Сирией. Аналогичные, но меньшие по масштабу акции протеста, прошли по всей стране, став первым значительным проявлением неприятия обществом позиции Турции по Сирии. 7 октября Федерация обществ алевитов вывела на улицы Анкары десятки тысяч людей, протестуя против попыток турецких властей силовым способом решить сирийский вопрос. Сирийский кризис вынес на поверхность 




межконфессиональное противостояние, о котором часто заявляют адепты несуннитского Ислама. Во время пресс-конференции 8 сентября 2011 года представитель правящей партии Справедливости и Развития (ПСР) Хусейн Челик заявил, что "режим Асада опирается на меньшинство, составляющее 15%" - число алавитов Сирии. ПСР не раз выступала с резкой критикой в адрес турецкого религиозного меньшинства, обвиняя их в том, что они поддерживают сирийских алавитов из соображений религиозной солидарности. Челик заявил, что Кемаль Кылычдароглу противится вмешательству Турции в гражданскую войну в Сирии по соображениям сектантского характера. Подобным же образом в марте 2012 года Эрдоган сказал, что лидер оппозиции поддерживает сирийского президента, руководствуясь религиозными соображениями. Суннитско-алевитские противоречия в Турции, даже с учетом событий 1978 года, пока нельзя назвать массовым противостоянием на 




конфессиональной почве. Алевиты и сунниты в целом мирно уживаются друг с другом. Однако использование алевитского фактора, как со стороны правящей партии, так и со стороны ведущей оппозиционной силы, вполне может перерасти в острый религиозный конфликт. История показала, что такие проблемы решаются очень нелегко, а раны от них не залечиваются столетиями. Если в Турции подобное противостояние будет еще больше провоцироваться, то у Анкары, наряду с курдской проблемой, может появиться еще одна головная боль.
Источник:

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder